Город Казань, как столица республики Татарстан, собрал в себе множество различных национальностей и культур. Самый яркий пример такого разнообразия – существование по соседству большого числа конфессий, храмов и религиозных объединений. Наличие в одном городе нескольких мировоззренческих общин подтверждает статью 14 Конституции РФ, которая закрепляет равенство перед законом всех религий, а также утверждает, что ни одна из них не может быть выбрана государственной или обязательной.

Хотя исторически сложилась принадлежность этих территорий к мусульманству, сегодня в разных районах города функционируют центры и духовные строения самых востребованных в регионе конфессий, мирно уживающихся между собой.

Согласно данным Министерства юстиции, в республике действуют около 1500 организаций, которые отражают текущее соотношение верующих Татарстана. Такое количество духовных и духовно-образовательных учреждений является рекордным для всей территории Российской Федерации.

Для воспитания молодежи в духе традиций своих предков, действуют по десятку монастырей (для христиан) и просветительских центров (для исповедующих мусульманство). Кроме того, работает духовная семинария и Российский исламский университет.

Ведущая религия республики ислам занимает очень прочные позиции у местного населения, что подтверждает наличие более чем 1000 мусульманских общин на территории Республики. Поэтому большинство туристов, желающих ознакомиться с традициями и культурой города, неизменно посещают величественные соборы, как древние, так и реконструированные по летописям. Одной из самых потрясающих является мечеть Кул Шариф, служившая украшением города во времена Средневековья. С середины XVI века, когда здание было разрушено, путешественника переносят в нынешнее время – восстановление на месте памятного знака прекраснейшей постройки с 57-метровыми минаретами, ориентированной строго на Мекку. На территории мечети работают просветительский центр с библиотекой и музеем.

Первая каменная мечеть, построенная Екатериной Второй после присоединения Казани к России, носит имя великого историка, религиозного деятеля Шигабуддина Марджани. Она не закрывалась с 1770 года и передается из рук в руки по роду Марджани. Белоснежное здание под зеленой крышей особенно красиво смотрится издали.

Многие мечети борются за право носить имя самой красивой в городе, но компетентные люди давно определили, что таковой может называться только Азимовская мечеть. Величественный тонкий минарет дополняется одноэтажным, украшенным изразцами и лепниной зданием. Ворота, стены, двери и примыкающая парковая территория передают  уникальный восточный стиль, позволяя больше узнать о мусульманских традициях.

Познакомившись с исламом на территории Татарстана, вряд ли кто откажется посмотреть на центры православия. Пусть официальная статистика упоминает чуть более 250 объединений, что вчетверо меньше мусульманского представительства, но наличие среди них древнейших памятников архитектуры не позволяет пройти мимо.

Самый известный и, пожалуй, самый старый из сохранившихся ныне храмов – Благовещенский собор. Он основан Иваном Грозным сразу после взятия города, остались свидетельства, что царь лично указал место постройки. Так из деревянного строения возник каменный храм, многократно менявший свой облик в результате пожаров и последующих реконструкций. Внутри можно увидеть сохранившуюся старинную живопись и иконы. Не менее прекрасен Казанский Петропавловский собор. Он является ярким свидетельством того, как татарские мастера смогли в традиционную архитектуру церкви внести местный колорит.

Пример ведущих религиозных течений Татарстана показывает, как можно благодаря мирному диалогу и сотрудничеству поднять национальный дух на высокий уровень, избавив народы республики от любых проявлений религиозной нетерпимости.

ИА «Тема Казань». При использовании материала гиперссылка обязательна.