Найти
16:30 8 августа

Хадж в прежние времена был опасным для жизни

Закончился священный для всех мусульман месяц поста рамадан. Уже через 70 дней после праздника Ураза-Байрам наступит сезон большого паломничества – хаджа.

Мало кто знает, что в прежние времена паломники прибывали в Мекку за несколько месяцев до хаджа, проводили на священной территории месяц рамадан и оставались там вплоть до сезона большого паломничества.

Далекое путешествие в Мекку было сопряжено с неимоверными трудностями. Люди отправлялись в долгий путь за полгода до сезона хаджа. Уходя, люди прощались со своими близкими навсегда, зная, что могут не вернуться – слишком непредсказуемым был путь.

Помимо дней, проведенных в дороге, необходимо было учесть время пребывания в карантинных лагерях, которое тоже составляло порой несколько недель.

Путешествие в хадж не было простым паломничеством. Для тех, кто проживал в странах, далеких от центра мусульманского мира, эти месяцы на святой земле были возможностью установить живую связь с единоверцами, посмотреть, как они живут, обменяться идеями, познакомить друг друга с достижениями.

Зато те, кто вернулся, обретали почет и уважение до конца жизни. Титул «хаджи», прибавляемый к имени при обращении, до сих пор считается синонимом проявления большого уважения к собеседнику.

В основном совершение хаджа могли себе позволить только люди с хорошим материальным достатком, представители ученого сообщества, купеческого сословия, бывалые путешественники. Но были среди паломников и простые люди, во что бы то ни стало стремившиеся отдать свой долг Всевышнему. 

В конце XIX века число паломников из России, по разным оценкам, было от 4 до 9 тысяч человек, причем до 75% из них – выходцы из Средней Азии, остальные – с Кавказа и Поволжья.

Люди умирали сотнями.

Многим тяготы пути и пребывание в другом климате, без нормальной еды и лечения, стоили жизни. Врач Дмитрий Соколов, ездивший в 1899 году в Аравию с русской хадж-миссией, писал в своем отчете Императорскому обществу:

«Караванный путь под тропически жгучими лучами солнца, по песчаным аравийским пустыням и горам тяжел и сопряжен с большими лишениями. Ехать приходится на верблюдах: через спину верблюда перекидываются две короткие, довольно глубокие плетеные корзины «шугдуфы», крытые сверху полотном или коврами, и в каждый такой шугдуф садится по одному человеку, так как размеры шугдуфа не позволяют растянуться во весь рост, то в нем путешественник и ест, и спит полулежа. Езда на верблюдах продолжительна и крайне утомительна. Многие от особенной качающей походки «кораблей пустыни» страдают морской болезнью. Жара, продолжительный путь, качка, сухое неудовлетворительное питание, недостаток и дурное качество питьевой воды, нередко падения и прочее постепенно обессиливают идущих, особенно стариков и женщин; многие не выдерживают, заболевают и умирают по дороге, не достигая конечной цели. Если сюда еще присоединить постоянные разбойнические нападения «вольных детей пустыни», бедуинов, нередко дурное обращение верблюдовожатых с путешественниками, то можно судить, как тяжел этот путь!»

Морской путь считался несколько более легким, но и здесь паломники по несколько недель мучились от жары, плохого питания, антисанитарии. Порой заболевшему никто не мог оказать помощь, и люди умирали прямо на кораблях, брошенные в каком-нибудь грязном углу, и тела их выбрасывали в море.

И в наши дни люди все еще идут в хадж пешком.

В наше время путь в Саудовскую Аравию стал намного комфортнее, власти страны строго следят, чтобы все паломники имели крышу над головой, вовремя получали квалифицированную медицинскую помощь, везде есть достаточно воды, в санузлах чистота и порядок. Но оплатить дорогостоящую дорогу в Саудовскую Аравию может далеко не каждый.

И, как это ни удивительно, и в наше время есть люди,  которые приходят в святые земли пешком из далеких стран.

Весь мир в 2012 году узнал о набожном 47-летнем жителе Боснии, который, не имея достаточно средств для совершения хаджа, вышел в путь, имея лишь 200 долларов. Сенад Хаджич пешком преодолел 5,5 тысяч километров, пройдя через территории семи стран: Боснии, Сербии, Болгарии, Турции, Сирии, Иордании и Саудовской Аравии. При этом  на территории Сирии шла гражданская война, и никто не мог предсказать, останется ли Хаджич живым. Однако искреннее устремление паломника творило чудеса: «Когда я говорил, что иду к Богу, и повстанцы, и сирийская армия разрешали мне продолжить путь. Некоторые из них даже целовали Коран, который я вез с собой. В рюкзаке у меня также была Библия, поскольку я очень религиозный», - сказал Хаджич в своем интервью Би-Би-Си.

Хаджич провел в пути 10 месяцев, ночуя в парках, школах, мечетях, на улице. При этом температура воздуха колебалась от 35 градусов ниже нуля до 40 градусов жары.

Поступок настойчивого боснийца заслуживает уважения, и все же власти Саудовской Аравии, организующие хадж, подчеркивают, что паломники должны прибывать организованными группами. Только так можно обеспечить безопасность, создать условия для того, чтобы все без исключения смогли выполнить положенные обряды, и не допустить массовых эпидемий различных вирусных и инфекционных заболеваний.

Фото: raax.ru

ИА «Тема Казань». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Другие статьи

фото
31.01.2012 16:32Удивительные места духовной жизни Казани

Согласно данным Министерства юстиции, в республике действуют около 1500 организаций, которые отражают текущее соотношение верующих Татарстана. Такое количество духовных и духовно-образовательных учреждений является рекордным для всей территории Российской Федерации.

R - информация размещена на правах рекламы. Ответственность за информацию несет рекламодатель