Контролирующие органы стали «страшилкой на ночь» для хозяйствующих субъектов во многом именно потому, что налогоплательщики порой не знают свои обязанности и права, а также правила, как выстроить свою линию поведения в ходе проверки. Знание типовых ошибок при общении с проверяющими органами позволит избежать штрафов и прочих санкций.
Правило №1 – будьте бдительны к действиям проверяющих
Предприниматель, на пороге которого в один прекрасный день неожиданно возник проверяющий, должен отдавать себе отчёт в том, что органы контроля могут допускать в ходе проверки ошибки, порой грубые. Иногда проверяющие сами не владеют информацией и сильно «плавают» как в предмете проверки, так и в регламенте её проведения. В таких ситуациях знание обязанностей и прав проверяющих органов позволит предпринимателю фиксировать все нарушения, допущенные в ходе мероприятия, чтобы потом заявить о них руководству соответствующего органа. Практика показывает, что некорректное поведение чиновников нередко становится достаточным основанием для аннулирования контрольных результатов в судебном порядке.
Правило №2 – бойтесь самозванцев
Когда в компанию внезапно нагрянули органы надзора, необходимо сначала удостовериться, что это не самозванцы с улицы. Сегодня пруд пруди случаев, когда под видом должностных лиц контролирующих органов в офисы фирм проникают самозванцы, которые имеют своей целью несанкционированный доступ к материалам, составляющим коммерческую тайну. Чаще всего это происки конкурентов, которые кровно заинтересованы в экономическом шпионаже и устранении сильного соперника с рыночной ниши. Чтобы не стать жертвами злоумышленников, необходимо потребовать служебное удостоверение проверяющих лиц, а также узнать координаты его места работы вплоть до номера кабинета – это действует как сдерживающий фактор, который заставляет контролера вести себя более осторожно.
Правило №3 – убедитесь в законности проверки
По закону сотрудник инспекции должен предъявить помимо служебного удостоверения распоряжение о проведении проверки, без которого любые действия на территории объекта являются незаконными. В приказе должно упоминаться конкретное должностное лицо, которое должно проводить контрольное мероприятие. Следует сравнить данные во всех документах, и если там есть расхождения, то существуют все основания, чтобы не пустить проверяющего на территорию фирмы. Помимо ФИО специалиста в распоряжение о проверке должно содержать: номер и дату документа, полное наименование субъекта хозяйствования, цели, задачи и предмет проверки, сроки проведения контрольных процедур, а также правовые основания, на которых будут осуществляться контрольные действия.
Правило №4 – излучайте уверенность и позитив
Так уж повелось, что проверяющие по умолчанию настроены негативно к хозяйствующим субъектам, на территории которых осуществляют надзорные процедуры. Возможно, это просто человеческий фактор – банальное нежелание работать, а может – и защитная реакция, ведь и сами проверяемые не всегда рады контролёрам. Чтобы не усугублять обстановку, нужно вести себя радушно, больше улыбаться, не выдавать своего волнение и не нервничать. Малейшая нервозность подействует как сигнал тревоги, и проверяющие будут копать до тех пор, пока что-нибудь не найдут. Следует избегать резкого поведения с ними, не отказываться в подписании документов. Последнее является сильным раздражающим фактором и может отразиться на результатах проверки. Более того, при обращении в суд факт отказа от подписи документов, скорее всего, будет играть против истца.
ИА « Тема Казань ». При использовании материала гиперссылка обязательна.
