Культура и искусство – это основа духовной жизни современного человека. И театр занимает в ней одно из важнейших мест. В каждом достаточно крупном городе мира есть свои театры. Например, в Нью-Йорке их целых 80, в Москве – 66, в Лондоне – 17. Старые, овеянные исторической славой, и новые, ищущие иные формы для выражения чувств и мыслей своих современников.

Легендарные имена

У всех на слуху Станиславский, а имя Михаила Щепкина известно больше истинным театралам, а не широкой публике, хотя он стоял у истоков русской актерской школы. Возможно, новые поколения зрителей, приходящие в театры, и не должны задумываться, какая историческая глубина стоит за тем или иным спектаклем. Но надо знать, кто был в числе первых.

Необходимо помнить Мейерхольда и Таирова, легендарных режиссеров, истинных новаторов сцены. Не забывать о Юрии Любимове, основателе знаменитого Театра на Таганке. И, забираясь вглубь веков, знать четыре античных греческих имени: Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, прародителей трагедии и комедии.

Историческая правда

Жажда зрелищ, присущая людям, в древние времена удовлетворялась довольно экзотическим и даже жестоким образом. Например, если в Древнем Риме по ходу спектакля герой погибал, настоящего актера могли подменить преступником, приговоренным к смерти. Казнь свершалась, зрители испытывали удовлетворение, что «все взаправду».

Разные культуры, разные театры

Театральное действо по сути похоже у всех народов. Однако пути развития этого вида искусства очень отличаются. Японский театр кабуки вырос из народных песен и танца и изначально был женским. Впоследствии его концепция  полностью изменилась, и сейчас в кабуки все роли исполняются мужчинами.

Пекинская опера возникла в конце XVIII века и представляет собой сочетание оперы, балета, вокала, пантомимы, акробатики и даже сценических боев. Интересно, что Джеки Чан, знаменитый режиссер и актер комедийных боевиков, был учеником школы пекинской оперы.

Поиски новых форм

В попытках говорить со зрителями на их языке или же, наоборот, чему-то новому научить их, театры иной раз находят забавные ходы. Например, в 2011 г. лондонский театр Barbican ежевечерне устраивал необычное представление. Оно называлось «Колыбельная», и в его задачу входило убаюкать публику. У зрителей даже не было кресел, они устраивались на кроватях. Артисты блестяще справлялись со своими обязанностями, зал засыпал до утра. Завтрак входил в стоимость билета.

Живой контакт

Ничто не заменит людям живого обмена энергиями. Эмоции, возникающие во время спектакля, обогащают и зрителей, и актеров. Только театр дает такую великолепную возможность.

ИА « Тема Казань ». При использовании материала гиперссылка обязательна.